Запуск беспилотных такси Тесла, старт продаж первого летающего такси GAC, Honda инвестирует в Rapidus - производителя чипов, основатель Nvidia прогнозирует эпоху автономных машин, роботов и квантовых компьютеров уже в этом десятилетии. Новости электромобилей и технологий.

Официальный старт беспилотных такси Тесла в Остине состоится 22 июня 2025 года.

Американская компания Tesla готовится к важному событию: запуску своего сервиса беспилотных такси в Остине, штат Техас. По словам Илона Маска, формальный старт проекта намечен на 22 июня этого года. Ранее глава компании неоднократно заявлял, что запуск должен состояться до конца июня, но теперь впервые указал конкретную дату, добавив при этом, что она может быть смещена, поскольку «мы чрезмерно щепетильно относимся к вопросам безопасности». В ответ на вопрос одного из пользователей соцсети X, Маск отметил, что первая поездка клиента, не связанного с Tesla, запланирована на 28 июня. Эта дата совпадает с днём рождения самого Илона Маска, что придаёт событию личную значимость. На этой неделе Маск опубликовал короткое видео с улиц Остина, где продемонстрировал испытания прототипа беспилотного такси на базе Tesla Model Y. В ролике машина без водителя за рулём аккуратно проезжает перекрёсток, уступая дорогу пешеходам. Автомобиль можно узнать по надписи «Robotaxi» на чёрной окраске кузова. Рядом с ним двигалась ещё одна машина — предположительно, в ней находился оператор, отслеживающий работу системы на случай непредвиденных ситуаций. Ранее Маск уточнял, что на первом этапе в Остине будет задействовано 10–20 беспилотных машин, работу которых подстрахуют удалённые операторы. Передвигаться они будут только в пределах заранее изученной и оцифрованной зоны города.

Китайская автомобильная корпорация GAC объявила о старте продаж своего первого летающего такси.

Это двухместный электролёт под названием AirCab. Проект реализуется при участии дочернего бренда Govy. На этой неделе начался приём предварительных заказов, а первые поставки, согласно официальным планам, начнутся до конца 2026 года. Стоимость одного аппарата составляет 234 тысячи долларов в эквиваленте, если переводить из китайских юаней по текущему курсу. AirCab представляет собой полностью автономный летательный аппарат: пилотирования с борта не требуется, управление осуществляется исключительно системой автоматического контроля. В кабине расположены два пассажирских кресла — оба предназначены именно для пассажиров. Более 90% конструкции фюзеляжа выполнено из композитов с использованием углеволокна. Это позволило снизить массу аппарата на 30% по сравнению с аналогами, сохранив при этом прочность конструкции. О точной продолжительности полёта на одном заряде пока не сообщается. Однако известно, что в AirCab используются цилиндрические тяговые аккумуляторные элементы. При наличии подходящей зарядной станции они смогут восполнять заряд за 25 минут. Уже в текущем году компания Govy намерена начать демонстрационные испытания аппарата в воздушном пространстве над районом Большого залива, включающего Гонконг, Макао и провинцию Гуандун. Одновременно с этим ведётся процесс сертификации AirCab, необходимый для получения разрешения на пассажирские перевозки. Завершение процедуры планируется к концу 2026 года. Разработкой собственных моделей электрических воздушных такси также занимаются другие китайские автопроизводители, включая Chery, Changan и XPeng. Они, как и GAC, активно инвестируют в перспективные направления городской мобильности нового поколения.

Японская автокорпорация Honda Motor планирует инвестировать средства в компанию Rapidus — национального производителя полупроводников, который разрабатывает передовые микрочипы.

По информации из отраслевых источников, Honda заинтересована в приобретении доли в Rapidus с целью обеспечить себе доступ к высокотехнологичным 2-нм чипам, которые в будущем будут использоваться в «умных» автомобилях следующего поколения. Производство этих микросхем должно стартовать в 2027 году. Интерес Honda к сотрудничеству с Rapidus обусловлен прагматичными соображениями: компания хочет не просто использовать сторонние решения, а получить возможность выпускать чипы собственной разработки. Пока такие полупроводники будут производиться на мощностях тайваньской TSMC — у Honda с ней уже заключено стратегическое соглашение, действующее с 2023 года. Но в перспективе японский автопроизводитель рассчитывает иметь локального партнёра с собственным производством. Honda не станет первым автопроизводителем, инвестирующим в Rapidus. Ещё в 2022 году корпорация Toyota Motor приняла участие в первом раунде инвестиций, вложив в проект часть из общего пакета на $50,4 млн вместе с другими участниками. Сколько намерена инвестировать Honda, не сообщается, но речь идёт о нескольких миллионах долларов. Формальное объявление о сделке, по предварительным данным, может состояться осенью 2025 года или весной 2026-го. В обмен на инвестиции Honda должна получить долю в капитале Rapidus. Тем временем сама Rapidus сталкивается с серьёзными финансовыми вызовами: для запуска серийного производства 2-нм чипов к 2027 году компании необходимо привлечь не менее $35 миллиардов. Из этой суммы японское государство уже выделило около $12 миллиардов, но дальнейшая поддержка из бюджета не гарантирована. Поэтому ключевую роль в реализации проекта должны сыграть частные инвесторы. Если Honda подтвердит своё участие, она может войти в число крупнейших акционеров Rapidus.

Основатель Nvidia: нынешнее десятилетие станет эпохой автономных машин, роботов и квантовых компьютеров.

Генеральный директор и основатель Nvidia Дженсен Хуанг в ходе своего европейского визита дал ряд интервью и выступил на конференции VivaTech 2025. В своих заявлениях он обозначил ключевые направления развития технологий на ближайшее будущее. По его словам, нынешнее десятилетие станет эпохой автономных машин и роботов — именно они, по его мнению, будут определять технологическую повестку в ближайшие годы. Nvidia, как отметил Хуанг, уже давно активно развивает это направление, вкладываясь в робототехнику, автопилоты и промышленную автоматизацию. Кроме того, глава Nvidia неожиданно изменил своё мнение по поводу перспектив квантовых вычислений. Если ещё в начале года он был настроен скептически и заявлял, что реальное применение квантовых компьютеров — дело нескольких десятилетий, то теперь он считает, что отрасль подошла к переломному моменту. Хуанг заявил, что квантовые компьютеры становятся мощнее и стабильнее, и уже в ближайшие годы смогут решать реальные задачи. Он предполагает, что количество логических кубитов будет расти в геометрической прогрессии — в 10 раз каждые 5 лет и в 100 раз каждые 10 лет, по аналогии с законом Мура. Компания Nvidia не намерена оставаться в стороне от этих перемен. Её вычислительные платформы, включая новейшую архитектуру Grace Blackwell 200, уже адаптируются под задачи, характерные для квантовых вычислений. В частности, ожидается, что гибридные решения, сочетающие традиционные и квантовые компоненты, обеспечат серьёзный скачок в развитии искусственного интеллекта и ускорят решение сложнейших задач в разных отраслях. Отдельно Хуанг подчеркнул, что ближайшие годы станут временем прорыва в области автономного транспорта и роботизированных систем. Nvidia уже внедряет свои аппаратные и программные решения в автомобильную индустрию. Их используют в системах автопилота в США и Китае, а Европа пока демонстрирует более осторожный подход. Тем не менее, изменения уже намечаются: Великобритания с 2026 года официально разрешит использование беспилотных автомобилей, а компании Uber и Wayve планируют начать испытания таких машин в стране весной следующего года. Таким образом, Nvidia видит будущее в интеграции искусственного интеллекта, квантовых вычислений и автономных систем. Хуанг уверен, что именно эти технологии определят развитие как самой компании, так и технологического мира в целом.

Комментарии