Почему бум электромобилей в Китае угрожает странам-экспортерам нефти

Страны-экспортеры нефти, такие как Россия и Саудовская Аравия, зависят от китайского рынка, экономика которого с трудом восстанавливается после пандемического спада. Россия направляет значительную часть своего нефтяного потока в Китай из-за эмбарго и контроля цен. Между тем, в Китае, где использование частных автомобилей становится повсеместным, происходит быстрый переход от бензиновых транспортных средств к электромобилям
По состоянию на февраль 2023 года продажи дизельных и бензиновых автомобилей в Китае снизились на 20% в абсолютном выражении по сравнению с предыдущим годом. С другой стороны, в Китае наблюдается высокий спрос на электромобили: продажи EV быстро растут и недавно составили 32% рынка стандартных легковых автомобилей. Только в первом квартале 2023 года ведущему бренду электромобилей Li Automobile удалось увеличить поставки автомобилей на 66% до 52 584 единиц. Компания Nio Inc. также выпустила 31 041 электромобиль в 2022 году, зафиксировав 21%-ный квартальный рост по сравнению с предыдущим годом. За последние 13 лет в Китае существует история государственного стимулирования спроса на электромобили. До недавнего времени правительство предлагало различные субсидии в зависимости от емкости батареи, в среднем около 14 400 юаней (2 095 долларов США). Например, гражданин, покупающий электромобиль с запасом хода 400 км, может получить от правительства 12 600 юаней (1 833 долл. США). Еще одной мерой, принятой властями для стимулирования покупки электромобилей, является выдача бесплатных номерных знаков. В крупных китайских городах для борьбы с пробками была введена практика продажи номерных знаков на аукционах, но это может оказаться довольно дорогим удовольствием. По данным Wall Street Journal, средняя цена в Шанхае в 2013 году составляла около 12 000 долларов США. Поэтому правительство пытается решить проблемы загрязнения воздуха и ужасных пробок на дорогах крупных городов Китая. Например, оно ввело в крупных городах систему, при которой автомобили с двигателями внутреннего сгорания могут выезжать только в определенные дни, в то время как электромобили могут ездить по городу без каких-либо ограничений. Китайское правительство также расширяет систему зарядки электромобилей, увеличивая количество зарядных станций не только в крупных городах, но и в сельской местности. Зарядка также была максимально упрощена, поэтому вместо того, чтобы ждать полной зарядки аккумулятора автомобиля, китайским владельцам электромобилей достаточно заменить аккумулятор. Эти меры превратили Китай в крупнейший рынок экологически чистого транспорта. За последнее десятилетие Китай неожиданно стал мировым лидером по производству и покупке электромобилей: только в 2022 году продажи электромобилей удвоились, несмотря на стагнацию автомобильного рынка из-за необязательных правил. Согласно отчету Китайской ассоциации пассажирских автомобилей (CPCA), в 2022 году в Китае будет продано 5,9 миллиона электромобилей и подключаемых гибридов, что составит 59 процентов от всех продаж электромобилей и гибридов в мире". Они делают то, чего еще не делали другие автопроизводители на Западе - производят дешевые электромобили для массового рынка. Сэр Эдер Тернер, председатель Международного совета по энергетическому переходу, сказал Daily Telegraph: "Это настоящий бум. Китайские производители предлагают дешевые электромобили на международном рынке, поскольку средняя цена нового электромобиля в России упала с 9,8 миллиона рублей до 5 миллионов рублей с тех пор, как китайские автомобили появились на российском рынке в 2022 году. А в этом году более 40 китайских автопроизводителей объявили о скидках от нескольких сотен долларов на модели эконом-класса до тысяч долларов на модели премиум-класса. New York Times описывает это как "кровавую ценовую войну". Ранее были распространены прогнозы, что доля электромобилей в Китае достигнет 40 процентов к 2030 году. Однако эксперты говорят, что этот порог может быть преодолен гораздо раньше. "Мы считаем, что к 2030 году доля электромобилей в Китае составит 80%", - говорит Кингсмилл Бонд из RMI, организации, занимающейся энергетическими стратегиями. Продажи электромобилей остаются высокими даже после отмены субсидий в конце прошлого года. Как отмечает The New York Times, продажи бензиновых автомобилей падают, а рост продаж электромобилей замедляется; аналитики ING считают, что к 2023 году рост замедлится до 27,5% новых электромобилей, приобретаемых за год. Однако они уверены, что к 2030 году доля электромобилей на китайском рынке превысит 50%, а к 2025 году будет достигнуто выравнивание цен и продажи электромобилей увеличатся. Переход на электромобили - это лишь одна часть глобального плана по "озеленению" экономики. Китай сформулировал стратегию устойчивого развития в 1990-х годах, которая достигла значительного прогресса, особенно при нынешнем руководстве Си Цзиньпина: С 2012 года развитие экологической цивилизации постепенно набирает обороты, а в 2020 году Китай впервые объявил, что стремится достичь углеродной нейтральности, что позволит свести к минимуму выбросы CO2 к 2030 и 2060 годам. Китай решил всеми силами бороться с изменением климата и продемонстрировать свою приверженность экономически чистому будущему. Различные экологические меры Китая привлекают внимание; например, "зеленая" инициатива Ant Forest получила в 2019 году премию "Чемпионы Земли" - высшую экологическую награду ООН - за деревья, посаженные в засушливых районах Китая. Успехи Китая в производстве электромобилей также получили высокую оценку за рубежом. В прошлом году китайский автопроизводитель BYD обогнал Tesla Илона Маска по мировым продажам электромобилей; BYD продал 641 000 автомобилей в первой половине 2022 года, что на 300% больше, чем за тот же период 2021 года. На этой неделе на Шанхайском международном автосалоне будет представлен целый ряд новых электромобилей в различных сегментах и категориях, причем китайские производители будут бороться за лидерство на рынке. Елизавета Маслова, основатель консалтинговой компании ECOISM, подтверждает, что растущий автомобильный рынок ценен с точки зрения экологичности. "Если мы посмотрим на выбросы углекислого газа, то главное отличие электромобилей от бензиновых или дизельных машин - это производство батарей. В последние годы технологические достижения позволили снизить выбросы при производстве батарей за счет массового производства, уменьшить выбросы на один элемент батареи и увеличить использование возобновляемых источников энергии." Согласно отчету Международного совета по экологически чистому транспорту (ICCT), электромобили имеют на 19-69 процентов меньше выбросов (в зависимости от страны производства и использования), чем дизельные/бензиновые автомобили в течение всего жизненного цикла. Маслова говорит, что в настоящее время активно внедряется технология переработки аккумуляторов". До 95% металла перерабатывается", - говорит она. - "Между тем, Китай является крупнейшим переработчиком аккумуляторов в Азии и продолжает расти". Помимо положительных изменений для окружающей среды, "зеленый поворот" Китая может оказать значительное долгосрочное влияние на состояние нефтяного рынка и общий мировой баланс сил. Обсуждение последствий глобальной декарбонизации интересно с точки зрения снижения спроса на нефть и газ. Это касается, например, таких крупных стран-поставщиков нефти, как Россия и Саудовская Аравия, экономика которых в значительной степени зависит от доходов от продажи ископаемого топлива и экспорта в Китай. Китайские нефтеперерабатывающие заводы покупают российскую нефть со значительными скидками, и зимой 2023 года Москва обгоняет Эр-Рияд; в 2022 году Россия поставила Пекину 86,25 млн тонн сырой нефти, на 1,4% меньше, чем Саудовская Аравия, но в первые два месяца 2023 года поставки российской нефти составили около 1,94 млн баррелей в сутки, почти на четверть (23,8%) больше, чем за тот же период прошлого года (1,57 млн баррелей в сутки). Саудовская Аравия заняла второе место с 1,72 млн баррелей в сутки. Однако Эр-Рияд так просто не сдается и в марте объявил о заключении крупной сделки с китайской нефтехимической компанией Rongsheng Petrochemicals. Переход экономики на "зеленые" рельсы в ближайшие годы может привести к снижению спроса на нефть с китайской стороны, что может иметь негативные последствия для обеих стран. Евгений Коган, автор Telegram-канала bitkogan, считает, что доля электромобилей в Китае будет расти в ближайшем будущем, но на данный момент это не приведет к обвалу цен на нефть." В настоящее время на китайских дорогах всего 4 процента электромобилей. Большинство автомобилей в Китае еще долгое время будут сжигать бензин", - говорит он. - Спрос на нефть со стороны нефтехимического сектора Китая будет расти и достигнет пика в ближайшие пять лет. Однако потребление нефти в этом секторе относительно невелико. Более того, Пекин делает ставку на водород. Тем не менее, в ближайшие 7-10 лет нефть будет вызывать мало беспокойства. Но в долгосрочной перспективе переход Китая на новые источники энергии будет неблагоприятен для нефти. Мы видим, что подобная тенденция развивается не только в Китае, но и в США и Европе. Это плохая новость для стран, которые живут за счет экспорта нефти. Сейчас стоит задуматься о новых источниках для пополнения их бюджетов. То, как отказ от нефти повлияет на экономику ключевых стран-партнеров, меньше волнует Китай, который остается верен прежде всего собственным прагматичным целям. Китайскому руководству хорошо известно, что для того, чтобы конкурировать с Западом в будущем, необходимо осуществить экологическую трансформацию уже сейчас. Поэтому оно прилагает серьезные усилия для продвижения экологически чистого производства и экологически чистых технологий. Китай уже производит около 90 процентов солнечных батарей и контролирует 70 процентов производства лития. Ученые утверждают, что в XXI веке ледники в Гималаях тают в два раза быстрее, чем в предыдущем столетии, поэтому необходимо принимать срочные меры. Таяние снега стекает в реки, снабжающие водой густонаселенные районы Китая, Индии и Пакистана, что ставит под угрозу будущее Китая, а также соседних стран. В результате изменение климата и повышение уровня воды может привести к появлению ледниковых озер, что, в свою очередь, может вызвать наводнения. После отмены государственных субсидий на покупку электромобилей некоторые штаты попытались сами предложить эквивалентные субсидии в попытке стимулировать спрос.

Комментарии